Эзотеризм – Оккультизм (часть 2-ая)

kabbalah

Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от латинского – occultus, «скрытый» и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.

В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние тексты, кое-что дописал сам и представил миру первый свод учения Каббалы.

В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук.

В XIV веке Раймонд Луллий создал свою Ars Magna – «Великое искусство», книгу по магии и алхимии.

В XV веке юный граф Пико делла Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу.

В XVI веке солдат по имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное сочинение о тайной философии – De occulta philosophia, фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его знаем как Агриппу).

В XVII веке юный Бенедикт Спиноза. О Спинозе, впрочем, разговор более уместен в курсе истории религии.

Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа и микроскопа, бином Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения, представители которой стали изгонять из массового сознания не только дьявола, но и Бога, причем вместе с водой, естественно, выплеснули и ребенка, да не одного, а нескольких.

Нас, впрочем, пока интересует только один ребенок, а именно оккультизм: его опять забыли чуть ли не на полтора века. Я имею в виду, впрочем, только образованные круги, в народе-то вера в чудеса никогда не умирала.

Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, врачей (Месмер, Галль, Ганеман), и «открытия» европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хиромантия, спиритизм, теософия).

Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. При этом каждое маленькое общество вырабатывало свой  язык. Различие между этими языками дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал их к политике. Эзотерический взгляд на мир есть философия человека, свободного от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож. Но о масонах речь пойдет особо.

Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как цельное и вполне научно обоснованное мировоззрение. За весь девятнадцатый век вообще было сделано очень много – во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха fin de siecle («конца века») и последовавшее за ним двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже Ярослав Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка» вывел повара-оккультиста Юрайду. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным.

В 20-е – 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово «оккультизм», ставшее уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые. Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал «храм» антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России – целое научное направление по исследованию возможностей человека (Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу астрологов и ясновидящих. В Англии под именем «Серебряной звезды» возродился орден «Золотой зари», основанный в конце XIX в., и так далее.

Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться – и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика, включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования. В годы второй мировой войны это развитие замедлилось, многие эзотерики умерли или погибли.

Но сразу после войны оно возобновилось и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название ЭЗОТЕРИКА как некое объединяющее понятие. Сначала оно, естественно, получило распространение за рубежом, а после крушения социализма – и у нас. У нас, правда, эзотерика тогда расцвела махровым цветом, как в начале века. Но это пройдет, да и уже проходит.

В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде всего удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения красивы, а красота – еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем.

Однако тысячелетняя печать «зазорности» еще не стерлась. И хотя короли и президенты, спортивные чемпионы и секретные службы, не говоря уже о простых людях, успешно пользуются услугами целителей и ясновидящих, астрологов и гадалок, признаваться в этом как-то не принято. И дело тут даже не столько в секретности, сколько в позиции академической науки, незаметно сменившей церковь на посту блюстителя нравов. Не секрет, что многие отрасли современной науки переживают не лучшие времена. Не секрет также, что многие представители этой науки больше интересуются своими собственным, чем чужим преуспеянием. Но есть и добросовестные ученые, продолжающие разоблачать «эти средневековые суеверия» по той лишь причине, что своим знакомством с эзотерикой они обязаны дешевой американской литературе, астрологу- недоучке или лекарю-шарлатану. Но так будет не всегда. В истории человечества наступает новый перелом, «водораздел», и очень может быть, что людям какого-нибудь XXIII века мы будем казаться такими же инопланетянами, какими нам кажутся жители древнего Шумера.

Уже в XXI веке,  эзотерические науки займут свое место в программах учебных заведений наряду со всеми другими. Ведь на самом деле и те, и другие тесно связаны между собой. Однако переход от прежней логики к новой, хотя он уже начался, займет несколько столетий. Этот прогноз основывается на особой хронологии, принятой у астрологов и вообще в современном эзотеризме.

Вы, вероятно, слышали выражение: «наступает эра Водолея». Что оно означает? Во II веке нашей эры астроном Гиппарх, живший на острове Родос, открыл явление прецессии, т.е. смещения точки весеннего равноденствия. Точкой весеннего равноденствия называется точка пересечения небесного экватора с эклиптикой. День, когда Солнце проходит эту точку, переходя из южного небесного полушария в северное, называется днем весеннего равноденствия, по современному календарю – 21 марта. С этого дня во многих древних календарях начинался год, а в наши дни эта точка служит началом отсчета небесных координат.

Так вот, Гиппарх сравнил свои наблюдения с астрономическими таблицами египтян за несколько веков и обнаружил, что эта точка переместилась. Он вычислил и угловую скорость ее перемещения – она составляет около 50 секунд в год. Это означает, что для земного наблюдателя весь пояс зодиакальных созвездий постепенно сдвигается: если в эпоху Гиппарха Солнце в этот день действительно восходило вместе с созвездием Овна, то в наше время оно в этот день восходит вместе с созвездием Рыб, хотя его положение относительно экватора и эклиптики не изменилось. А в течение ближайших двух тысяч лет оно будет восходить в этот день вместе с созвездием Водолея.

На этом, в частности, основывают свою аргументацию противники астрологии: – Астрологи утверждают, что с 21 марта по 21 апреля Солнце находится в созвездии Овна, а на самом деле оно входит в него только 18 апреля! Так оно и есть, только в астрологии учитываются не созвездия, а знаки Зодиака. Созвездия имеют разную протяженность и действительно меняют свое положение, а знаки – это условные сектора небосвода по 30 градусов каждый, отсчитываемые от точки весеннего равноденствия. Таким образом, эта точка перемещается лишь относительно созвездий, знаки же чередой движутся вслед за ней, потому что начало этой череды к ней привязано.

Через десять тысяч лет в день весеннего равноденствия Солнце будет восходить вместе с созвездием Весов, однако для астрологов люди, родившиеся в течение месяца после этого дня, все равно будут обладать «качествами Овна» – не созвездия Овна, у которого, естественно, нет никаких качеств, а того психологического архетипа, который в литературе описывается как «Овен». При скорости 50 угловых секунд в год точке весеннего равноденствия требуется около двух тысяч лет на прохождение одного созвездия (или, если уж быть точным, одного знака истинного Зодиака).

В период примерно от начала нашей эры  она находилась в созвездии Рыб. Перед этим она около двух тысяч лет находилась в Овне, то есть где-то начиная с эпохи «великого переселения народов» в XX веке до нашей эры и вплоть до Рождества Христова. Еще за две тысячи лет до этого она находилась в Тельце, и так далее.

В ближайшем будущем она перейдет в созвездие Водолея.

(я насчитала более 40 разных версий, о дате начала Эры Водолея, самая ранняя из которых приходится на 1762 год, самая поздняя – на… после 3000 года, основная часть все же находится в пределах текущего тысячелетия, в других источниках написано, что она уже началась в 2001 году, почему астрологи не могут расставить все точки над i?).

Соответственно этому и история человечества делится на отрезки примерно по две тысячи лет каждый:
история шумеров и Египта до конца эпохи Среднего Царства – эра Тельца и бык как символ божественной и царской власти, ок. 4000 – ок. 2000 до н.э.;
далее после периода войн и перемен, длившегося три-четыре столетия, настала эра Овна – Ассирия и Вавилон, евреи со своим козлом отпущения и греки со златорунным бараном, 2-е и 1-е тысячелетие до н.э.;
далее снова период перемен, он же эпоха эллинизма и первых христианских общин, опять три-четыре столетия, и начало эры Рыб – если помните, символом первых христиан и были рыбы.

За эрой Рыб должна последовать эра Водолея, переход к которой уже начался. Если не считать первых ее провозвестников, появившихся еще в XIX веке, по-настоящему он начался только сейчас. Он тоже займет три-четыре столетия, поэтому раньше XXIII века говорить об окончательном уходе эры Рыб рано. О значении каждой из этих эр мы еще поговорим, да и вы сами можете посмотреть в астрологической литературе, что такое архетип Тельца, Овна, Рыб и Водолея

Ясно, что это деление условно – так же, как деление истории на «эпоху рабовладения», «эпоху феодализма» и так далее. Ясно также, что наше краткое изложение касается в основном иудеохристианской, то есть фактически европейской культуры: в разных регионах Земли смена эр происходила по-разному. Но эти подробности мы рассмотрим позже.

В целом же для нас эта хронология удобна тем, что позволяет легко проследить основные этапы развития эзотерической мысли, структурировать их по принципу логики человеческого мышления. Теперь вам ясен и смысл названия второй и третьей лекции: «Доовновые культуры» и «Эра Овна». И, задумавшись над тем, что означала каждая из этих эр для самосознания человечества, мы сможем яснее представить себе этапы его развития.

Прикладные эзотерические дисциплины Развивались эзотерические науки так же, как все другие, например, физика или химия. Если первоначально ими занимались «в комплексе» – химик вполне естественным образом изучал алхимию, астроном – астрологию и т.д., то потом пути этих наук разошлись, так что нам теперь приходится иметь дело со множеством узких дисциплин. Впрочем, границы между ними размыты, так что на их стыке постоянно возникают все новые дисцилины, да и сама область эзотерических наук тесно соприкасается с другими областями человеческого знания, которые можно было бы объединить под названием наук о человеке.

Таких наук очень много. Даже их алфавитный список, от антропологии до языкознания, занял бы столько же места, сколько вся эта статья. В наши дни человек, решивший изучать какую-то одну из этих наук, вынужден не только «узнавать все больше о все меньшем и меньшем» (узкая специализация), но и постоянно обращаться к «соседним» наукам. Так, психиатру часто приходится изучать и социологию, и педагогику, и философию, а астрологу бывает не обойтись без хиромантии, графологии или Таро.

Чтобы поближе познакомиться с эзотерическими науками, мы для удобства разделим их на три группы.

Во-первых, это дисциплины, использующие объективные данные о человеке, то есть те параметры, которых он сам изменить не может: дату рождения, форму и линии ладони, почерк и т.д. К таким дисциплинам относятся в первую очередь астрология, графология и хирология (хиромантия), а также дактилоскопия, которая, в сущности, есть не что иное, как один из разделов хирологии. Сюда же относятся френология (установление характера по выпуклостям черепа), физиогномика (то же по чертам лица), а также нумерология – определение характера и предсказание судьбы по числовым значениям букв имени и цифр даты рождения. К ним же примыкают и дисциплины неоккультные, также использующие объективные данные: криминалистика, паралингвистика (изучение мимики, жестикуляции) и многие диагностические методики – например, иридология, определяющая состояние здоровья по радужной оболочке глаза. В конечном итоге сюда же следовало бы отнести и психиатрию, выводы которой тоже строятся на объективных проявлениях личности – реакциях, высказываниях и т.п., симулировать которые достаточно сложно.

Вторая группа оккультных наук оперирует субъективными данными, то есть тем материалом, который человек предоставляет о себе сам. Это главным образом какие-то образы подсознания, которые сам человек обычно истолковать не умеет; специалист выступает здесь в роли «дешифровщика». Сюда относятся все мантические дисциплины, то есть различные способы гадания. Способов гадания существует очень много, начиная от гадания на картах, палочках или кофейной гуще и кончая экзотическими приемами древних и полудиких народов, предсказывавших судьбу по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по характеру дыма, поднимающегося над жертвенником. Гадать на самом деле можно на чем угодно, потому что ответ на вопрос уже заключен в подсознании спрашивающего, иначе не возник бы сам вопрос. Гадательные символы лишь помогают сделать этот ответ понятным. Толкование снов (онейрология) также входит в эту группу, так как сны принадлежат не объективному, а субъективному миру. Сюда же следует отнести и каббалистическую нумерологию, исследующую случайные сочетания букв и цифр. Со стороны неоккультных наук к мантическим дисциплинам примыкает психология, также занимающаяся изучением тех данных, которые человек дает о себе сам, что-то сообщая, а что-то утаивая. Наиболее ярко эти признаки психологии выражены в психоанализе Фрейда. Ясно, что к этой категории относятся и столь распространенные ныне психологические тесты.

И, наконец, третья группа оккультных наук – науки магические, основная цель которых – не изучение характера человека и не предсказание судьбы, а воздействие как на то, так и на другое. Магией занимались как профессионалы (жрецы, колдуны, шаманы), так и обыкновенные люди. Три волхва, пришедшие, по евангельскому сказанию, поклониться младенцу Иисусу, тоже были не кем иным, как вавилонскими магами, узнавшими о рождении Спасителя из наблюдений за небосводом.

Существует несколько видов магии, различающихся по целям и способам воздействия. Профессиональную магию издавна подразделяли на белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). Различие между ними скорее этическое, чем техническое: если первая направлена на уменьшение зла в мире, то вторая имеет противоположную цель. Натуральная же или «народная» магия просто составляет неотъемлемую часть нашей жизни. «Любое действие, совершаемое намеренно, уже есть магия», – говорил Алистер Кроули и был прав, ибо осознание человеком своего намерения уже вызывает изменения в окружающем его мире, облегчая осуществление этого намерения, если оно не нарушает космического равновесия, или затрудняя, если нарушает.

Хет Монстер. Тринадцать врат. История эзотерических учений «от Адама до наших дней» Библиотека «Полка букиниста»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *